• Данный Ашрам, созданный в 2015 году, переехал на новый адрес - ПЕРЕЙТИ в новый Ашрам. Но здесь с 2015 года накопилось огромное множество полезных материалов, которые Вы можете читать, смотреть, слушать. Переходите по разделам Ашрама - Вы обязательно увидите что-то уникальное, чего нигде нет. Обязательно найдёте то, что поможет Вам.
    Это место было закрыто от всех до 2022 года, и сейчас материалы открыты для всех. Я сделал это также из уважения к тем, кто был в Ашраме с 2015 года, кто оставил в нём "частичку себя" и уже покинул наш мир. Они живут здесь.
    Также в разных темах я давал ответы на самые разные вопросы, здесь много опытов практикующих по моим практикам, здесь Вы наглядно можете видеть, как действует виртуальный Ашрам... И может быть это поможет Вам войти в мой новый Ашрам, чтобы начать свой духовный Путь, как это сделали многие, кто был здесь и уже значительно изменились благодаря этому духовному месту. [ Вы можете закрыть объявление - нажав на крестик ]
  • Шантарам - это слово на санскрите. Состоит из двух слов: Шанта (или Шанти) - это покой, Рам (или Ра) - это имя Бога (Свет, Радость, Счастье). Шантарам - это место безграничного покоя и счастья. Также в ведической культуре так называют некоторых людей, достигших просветления.
  • Ашрам - это слово на санскрите (आश्रम). Состоит из двух слов: Аш - достигать, Рам - имя Бога. Ашрам - это место вдали от суеты, обитель мудрецов, практикующих духовные дисциплины. Также это слово переводится, как "место, где нет боли (страдания)", где страдания постепенно уходят от человека".

Проповедь Смирение

Автор
Смирение сейчас не самое популярное человеческое качество, поскольку в нашем мире нужно уметь постоять за себя, и в таких условиях многие с опаской относятся к смирению. Будешь смиренным - не превратит ли это тебя в вечную жертву чужих амбиций? Как ни странно, что такое "смирение" в обще понять довольно трудно. Я читала некоторые рассуждения по теме и заметила - очень сложно объяснить и понять данное качество. Терпение ли это? Кротость ли? Принятие? Покорность? Присуще ли смирение слабым людям или сильным? Почему в обще нужно быть смиренным, когда вокруг столько несправедливости, с которой приходится бороться, а не принимать как есть? Вдруг смирение сделает нас трусливыми и малодушными? Когда начитаешь задумываться о том, что такое смирение - вопросы возникают сами собой.
Вот, что нужно заметить - люди боятся смирения. Боятся как слабости. И ещё кое-что нужно заметить: смиренному человеку невозможно причинить вред, такой человек неуязвим. Смирение - самый крепкий доспех, которого при этом нет. Смирение оставляет человека совершенно обнажённым, но все пущенные в него стрелы пролетают насквозь. Что такое смирение?
Я попытаюсь объяснить как сама понимаю на примере действий.
Смиренный человек не обижается, потому что не чувствует обиды. Он поклонится и поблагодарит своего обидчика. Почему смирение не допускает обиды? Когда нет ничего, что тебе принадлежит или с чем себя соотносишь, то не существует ничего, что следует защищать как "себя" или "своё". В такие моменты человек отрекается от эгоизма. И это происходит на уровне чувств. На уровне ума всё раздроблено, всё относительно, любую точку зрения можно опровергнуть, о любом вопросе поспорить. Но на уровне чувств - всё едино. Разные слова на разных языках обозначают одинаковые чувства. Поэтому смиренный человек говорит: да, и так тоже может быть. Он на уровне чувств принимает любую точку зрения, потому что смиренному не нужно быть абсолютом, не нужно быть правым перед другими.
Смиренный спокойно склонит голову и встанет на колени, но при этом не почувствует унижения.
Довольно часто нам нужны извинения, чтобы успокоить чувство уязвлённости, униженности. Когда мы чувствуем, что с нами поступили несправедливо или что в споре нашу точку зрения опровергли - люди ощущают унижение, которое требует уравнять себя с тем, кто таким образом поставил себя выше нас (своей правотой или резкостью). В таких случаях нужно смирение. Истинно смиренный человек никогда не вызовет у другого чувства униженности, а если столкнётся с чужими обвинениями или гневом, то искренне и с раскаянием извинится. Современный человек может возмутиться - почему ты извиняешься, если не виноват? зачем так унижаться?
Нужно понимать зачем и почему извиняется истинно смиренный человек. Он "кормит льва". В сердце каждого живёт такой лев, который начинает рычать, если чувствует, что на его самость и уверенность в себе покусились. Лев рычит, чтобы самоутвердиться. И смиренный человек извиняется, чтобы успокоить сердце другого человека. Смиренный раскается за проявление эго другого человека и "унизится", чтобы успокоить его. При этом смиренный вовсе не будет чувствовать себя униженным, потому что будет чувствовать, что это только внешние действия, которые не могут затронуть его собственное сердце.
Смиренные люди как красная тряпка для быка перед гордыми людьми. Гордому человеку важно мнение окружающих - он всё делает внешне, поэтому не понимает как можно не чувствовать унижения, стоя на коленях. Смиренный живёт внутри, в своём сердце и знает кто он есть - этого достаточно. Гордому человеку нужно подтверждение окружающих, потому что так завоёвывается власть над другими, через доказательство своего превосходства. Смиренному не нужна власть, он не стремится контролировать других.
Поэтому часто гордость пытается сломить смирение, поскольку оно обесцениевает гордость. Представьте, человек настроился на то, чтобы бороться, доказывать свою правоту, для него важна собственная точка зрения, он прав - а другой не прав, надо показать как сильно этот кто-то ошибается. Гордый человек говорит что-то резкое, смиренный извиняется. Гордый человек смеётся над ним - смиренный снова извиняется. Что делает гордость? Львов не кормят смирением. Чтобы накормить льва, нужно настоящее унижение, нужно поставить кого-то ниже себя. И это уровень чувств, не уровень ума. Рационально всё правильно - извинения получены, но психологически гордец не получает того энергетического заряда, который успокоил бы его эго. Поскольку смиренного человека невозможно психологически "поставить на колени". Не потому что он будет как-то специально бороться за своё чувство достоинства, наоборот - ему это совершенно всё равно, в его лексиконе, в принципе, нет выражений "достойный" или "не достойный". Другой почувствует себя лучше, если смиренный встанет на карачки и подставит под каблук спину - почему не послужить другому, если это успокоит гордое сердце?
Смиренному нет дела, что о нём думают другие люди. Не из гордости - мол, "я настолько выше, что мне нет дела до вашего мнения". Просто он легко принимает любое мнение о себе. Если другим доставит удовольствие считать его слабым или глупым - он поклонится и примет это. У смирения нет гордости. Не важно, что думают другие, важно, кто ты есть. При том смиренный ничего о себе не думает, он не беспокоится - слишком ли он хороший или плохой. Люди постоянно находятся в раздумьях о себе, и очень редко приходят к пониманию себя как середины, обычно мы либо "страшные грешники", либо "начинающие герои". У смиренного человека есть чувство обычности, он чувствует - "я такой же как все".
Смиренный человек постоянен в своём отношении. Я увидела это качество в отношении учеников к своему гуру и Богу. Это преданность. Можно много притч вспомнить, где гуру даёт странные задания ученику, например, весь день таскать камни в гору. Ученик не понимает зачем это делать, но всё равно делает, потому что так сказал Учитель - и этого достаточно. Смиренный склоняется перед гуру и никогда не позволит себе оскорбить его сомнением.
Это очень высокий уровень - смирение перед Богом. Если задуматься, то все испытания, посланные нам Богом, направлены на то, чтобы проверить одно-единственное качество! Потому что смирение - это проявление отречения от себя. Мы выбираем другого. Не себя.
Люди постоянно спрашивают: что такое настоящая любовь? сложно же сказать, когда любовь для себя, а когда для другого. И что такое доброта? Всегда ведь можно заподозрить корысть в этих чувствах. Вот, сделал он доброе дело - а, может, просто хочет, чтобы его хорошим считали? может, благодарности ждёт? или карму хочет улучшить?
Как понять? Смирение - корень всего, что истинно. Из смирения вырастает настоящая любовь, и настоящая доброта, и искренность.
Как воспитать в себе смирение?
Это качество воспитывают в нас другие люди. Больше всего смирение воспитывает несправедливость. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с подобным отношением: когда нас обижают, обманывают, предают или поступают нечестно - надо быть смиренным. Надо поклониться и сказать: спасибо, - и не чувствовать злости или обиды. Именно так нас воспитывает Шани (Сатурн).
Я думаю, что сначала приходит умение прощать. Потом приходит умение изначально не обижаться.
И только после, если мы не потеряем веру, не озлобимся, не станем "вечно обиженными" или "жертвами", понемногу приходит истинное смирение - чувство единства со всем миром.

Будем же смиренными перед Богом и другими людьми. Ом!
_______________________________________________________________
Дополнение к пункту
Как воспитать в себе смирение?

Стыд - это оборотная сторона гордости. Наверное, сложно сразу понять почему, но задумайтесь: стыдно всегда тому, кто считает, что он недостаточно хорош (кстати, не будем путать стыд с раскаянием). У каждого в жизни бывали ситуации, когда мы "оказывались не на высоте" перед другими людьми. Вспомните такую ситуацию, когда вы ощущали стыд за себя перед кем-то и попробуйте заменить чувство стыда - смирением.
Скажите себе: Я не хороший и не плохой. Я не лучше и не хуже. Мне не нужно много думать о себе. Я существую - этого достаточно.
 
Последнее редактирование модератором:
Автор
Смирение - с миром в сердце. Смирение и мудрость ходят рядом :) Спасибо, Полина, замечательная проповедь :)
 
Автор
Полина, прекрасная проповедь, спасибо.
Будучи невеждами в эту Югу, мы даже не понимаем, с чем связано смирение. На первое место ставится ложное достоинство, как Вы и проанализировали.
Про себя могу сказать - в молодости много было случаев "несмирения", даже, в основном, это и было нормой моего характера. И постоянно приходила к тому, что называется - лбом в стенку. Не разрешались противоречия. И как-то мне надоело - а, пусть будет, что будет! В средние годы уже разобрала - если не привязываешься к обстоятельствам, они сами собой разрешаются. Было удивительно это открытие. То есть, пришла к некоторому подобию смирения по опыту, из эксперимента. И во взрослые годы уже ознакомилась и с "теорией" - всё стало на своё место. Всё стало легко и понятно.
Мне очень понравилась Ваша проповедь, Полина, спасибо.
 
Автор
Полина спасибо!!! Очень хорошая проповедь!Но иногда окружающие тебя люди ,твое смирение принимают за слабость характера к сожалению. Благодарю!
 
Автор
Благодарность Вам, Полина Никитенко, что подняли эту тему.

В наше время это действительно очень сложно увидеть в смирении не слабость, а силу, чем в действительности смирение и является. Только сильный Духом человек может быть смиренным.
Цитата из Википедии : "Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми".
Есть ещё такая фраза, уже ставшая в наше время поговоркой: "Лучше быть счастливой, чем правой".

Только смиренный человек может улыбнуться в ответ на, скажем, оскорбление или что-то в этом роде и искренне пожелать добра оскорбляющему, потому что внутри у него покой, тот абсолютный покой - Ом шанти, который живёт вместе с Её величеством Любовью. Только тот, кто смог возвратиться к своему Свету, Любви и Покою внутри себя, может быть смиренен в любых обстоятельствах. Только из этого состояния Он может видеть истинную причину - почему тот, скажем, оскорбляющий так поступает. И главное, Он Его понимает, и даже понимает правоту Его настоящего момента. Он в этот момент похож на Будду из всем известной притчи: когда два крестьянина пришли к Будде рассудить, кто из них прав, то на рассказ первого крестьянина Будда сказал: "ты прав", на рассказ второго крестьянина Будда тоже сказал: "ты прав", а на возмущённый вопрос ученика: "Как они оба могут быть правыми?", Будда сказал: " и ты прав".
Мы все знаем, что мы можем дарить только то, что имеем, поэтому если внутри мир, то этот мир мы и будем распространять вокруг себя во все взаимоотношения и обстоятельства.

И ещё хочу привести фразу из Википедии: "Смиренное поведение, ориентированное только на внешний мир, приводит к ложному смирению, представляющему собой скрытые самоуничтожение, мазохизм или равнодушие. Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым". Чтобы трезво видеть самого себя, надо ОХ как потрудиться! Увидеть себя со стороны, адекватно оценить ситуацию, в которой ты находишься по отношению к https://azbyka.ru/bog, людям и самому себе - это уже из мира Её Величества Мудрости. Мне кажется Мудрость не позволит
Другой почувствует себя лучше, если смиренный встанет на карачки и подставит под каблук спину - почему не послужить другому, если это успокоит гордое сердце?
поставить себя в такое положение, чтобы успокоить кого-то, Мудрость с Любовью найдут иные способы его успокоения.
 
Автор
Полина, большое спасибо за проповедь. Мне тоже понравилось, у самого иногда случается так, что буйный нрав клокочет. На физический план уже научился не пускать, но вот когда потом несколько часов пережигаешь в себе какую-то обиду, это... Неприятно. Однако у меня вопрос.
Больше всего смирение воспитывает несправедливость. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с подобным отношением: когда нас обижают, обманывают, предают или поступают нечестно - надо быть смиренным. Надо поклониться и сказать: спасибо, - и не чувствовать злости или обиды. Именно так нас воспитывает Шани (Сатурн).
А не будем ли мы поощрять беззаконие таким образом? Да, умиротворенность сознания - вещь необходимая. Но порой, как мне кажется, необходимость дать резкий отпор может быть обусловлена даже мотивами Служения. И проявив смирение в такой ситуации, мы напротив, породим дурную карму и себе и субъекту, от которого исходят грубые вибрации. Заранее благодарю за ответ!
 
Автор
А не будем ли мы поощрять беззаконие таким образом?
Но порой, как мне кажется, необходимость дать резкий отпор может быть обусловлена даже мотивами Служения.

Да, я тоже об этом задумывалась. Вот, что нужно различать на мой взгляд. Когда-то было сословие кшатриев (воинов) и брахманов (духовенство) - и у них были разные задачи. Кшатрии были защитниками, а брахманы просветителями. Царь, управляющий планетой, принадлежал сословию воинов. Почему не брахманов, собственного говоря? ведь варна духовенства выше? Я объясняю это тем, что царь, являясь наместником Бога на Земле, защищал мирных людей от нечестивцев. Воин не может быть смиренен перед всеми людьми, иногда ему приходится поступать жёстко, чтобы защитить закон Бога на Земле. Но при этом кшатрии смиренно вели себя перед духовенством, которое было выше и представляло Бога. Брахманы же смиренны и перед Богом, и перед людьми - потому что их сознанием управляет гуна саттвы (благости), а варной кшатриев управляет гуна раджаса (страсти).

Но это не значит, что брахманы поощряли беззаконие своим смирением. Просто истинное смирение - это более высокий уровень воздействия на чужую душу, чем внешнее воздействие силой. Я возвращаюсь к тому примеру, что гордости необходимо сломить смирение, чтобы самоутвердиться - а это невозможно. Гордый человек впадает в ярость, когда сталкивается с истинным смирением, потому что не может победить смиренного на уровне силы духа. И все вокруг это увидят, тогда гордость будет сломлена и гордец окажется посрамлён. Например, он в смиренного "плюнул" - тот улыбнулся и пожелал добра, плюнул ещё раз - а ему в ответ кланяются и прощения просят, тогда гордец оглядывается по сторонам и видит себя чужими глазами - он хотел запугать и показать себя выше, в итоге плюётся, ногами топает, злится, сквернословит, а на смиренного ничего не действует, этот человек "непробиваемый". И гордец злится ещё больше, потому что ничего не может сделать со смирением.
Понимаете? Вот таким образом это работает. И я подчёркиваю - это работает на духовном уровне, если кто-то только изображает "смирение", так не получится.

И проявив смирение в такой ситуации, мы напротив, породим дурную карму и себе и субъекту, от которого исходят грубые вибрации.
Смиренный человек не берёт на себя роль воспитателя или судьи, не пытается контролировать или перевоспитывать другого. В обще, смиренный знает, что "и это пройдёт". Он одинаково относится и к плохому, и к хорошему в мире, потому что вокруг всё переходяще. Такие люди очень центрированы внутри, внешнее для них не так важно.
 
Последнее редактирование модератором:
Автор
Полина, огромное вам спасибо за проповедь, заставляет задуматься.
Однако, у меня несколько не сходиться. Хотелось услышать ваше мнение.
Если тебя обидели, проявили несправедливость, принять на самом деле это не так сложно, если понимаешь что к тебе Истинному это не имеет никакого отношения. И даже поблагодарить хочется - "Спасибо, что отпинали моё эго, я и сам иногда это делаю с собой".
Смирение с жизнеными тяготами, лишениями благодарить Бога за уроки, ибо Бог, знает лучше что нужно тебе.
А как быть со смирением, если несправедливость проявлена не к тебе, если на твоих глазах кого-то обижают, поблагодарить тоже?
Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым".
Вот это мне ближе, смириться с тем, что неизбежно, смириться с тем, что не можешь изменить. Не роптать, а принять это.
 
Последнее редактирование модератором:
Автор
А как быть со смирением, если несправедливость проявлена не к тебе, если на твоих глазах кого-то обижают, поблагодарить тоже?
Гм, если бы я была истинно смиренным человеком, я бы знала как поступить, но могу только предположить. Конечно, нужно защитить другого человека...Я думаю, смиренный бы создал ситуацию "не трогай его, возьми меня". Может быть, смиренный сказал бы: Я тоже виноват перед тобой, хочешь ударить этого человека - ударь меня. Иисус Христос - вот, кто образец смирения.
 
Автор
[ Автор ], Спасибо, что подняли такую важную и прекрасную тему. Действительно, умом мы не сможем ее постичь. И в этом, похоже, ключ - только если мы по-настоящему признаем "я ничего не знаю и не понимаю" и взмолимся Богу, взмолимся духовному Учителю с искренностью, то только тогда мы возможно сможем хоть чуточку соприкоснуться с подлинным смирением. Но это такой дар! И мы сейчас настолько далеки от него.

Мне очень нравится, как говорится о смирении у вайшнавов. У них потрясающие истории и лекции по этой теме. Приведу здесь цитату:

Тринад апи суничена,
тарор эва сахишнуна,
аманина манадена,
киртаниях сада харих
Непрестанно воспевать Святое Имя Кришны может лишь тот, кто травинки смиреннее и терпеливее дерева, кто выказывает надлежащее почтение окружающим и к себе такового не ждет.
(Господь Шри Чайтанья Махапрабху)

Из многих тысяч шлок эта настолько важна, что Кришнадас Кавирадж велит носить ее на шее и постоянно помнить:

урдхва-баху кари' кахон, шуна, сарва-лока
нама-сутре гантхи' пара кантхе эи шлока

Воздев руки, Я призываю всех: «Слушайте меня все! Вы должны нанизать этот стих на нить святого имени и носите его на шее, чтобы никогда не забывать!» (Ч.-ч., Ади, 17.32)

И поделюсь своими личными осмыслениями и переживаниями по затронутой теме.
Я думаю, что смирение - это то, о чем мне можно только молить.. И я так радуюсь возможности от Бога размышлять о смирении, узнавать о святых, которые обладали подлинным смирением. Каждый раз, когда слышу истории о таких святых, то мне становится так тяжело, накатывает такой стыд и такое отчаяние - Господи, как я ужасна, как я погрязла в иллюзиях и желаниях и прочей материальной скверне. Как же я отравлена эго и гордыней. Как же я ничтожна, как я вообще смею думать о тебе, повторять твое имя, мечтать о том, чтобы служить тебе?! Как могу я мечтать о том, чтобы стать твоей искренней преданной? Как низменна я, как порочна, как же вообще я удостоилась твоей милости слышать о Тебе, думать о Тебе, узнавать о подлинно смиренных твоих слугах? Этот божественный мир, приоткрывающийся мне через истории и наставления твоих преданных - настоящих духовных Учителей - насколько он чист и возвышенен, насколько он наполнен красотой и Истиной, высочайшего уровня Любовью.. Что я ощущаю словно лишь услышав, подумав о нем я словно в миг ослепляюсь невыносимым светом, и в миг же ощущаю всю свою грязь и ничтожность. Словно ты заглядываешь, Господи, ко мне, в ад, и проливаешь капельку своей Божественной обители и Сути.. из такого сострадания и любви ко мне, каких я никогда не была достойна. О чем же я могу молить? О возможности, о твоей милости, Господи, помочь мне осознать по-настоящему всю свою глупость, ничтожность и греховность.
 
Автор
А как быть со смирением, если несправедливость проявлена не к тебе, если на твоих глазах кого-то обижают, поблагодарить тоже?
вот что по этому поводу пишет Шрила Прабхупада в "Нектаре преданности":

Нельзя терпеть поношения в адрес Господа или Его преданных. В этой связи в Десятой песни "Шримад Бхагаватам" (74.40) Шукадева Госвами говорит Махарадже Парикшиту: «О царь, если, услышав, как хулят Господа и Его преданных, человек тут же не покидает этого места, он лишается всех плодов своей благочестивой деятельности».

В одном из стихов «Шикшаштаки» Господа Чаитанйи говорится: «Преданный должен быть терпеливее дерева и смиреннее травы. Он должен со всем почтением относиться к другим, не ожидая от них ответного почтения». Однако Сам Господь Чаитанйа, несмотря на все Свое смирение и кротость истинного преданного, услышав о ране, нанесенной Шри Нитйананде, тотчас бросился к месту происшествия, готовый убить Его оскорбителей, Джагая и Мадхая. Поведение Господа Чаитанйи должно служить примером для всех. Оно свидетельствует о том, что вайшнав может терпеливо и кротко сносить все оскорбления в свой адрес, но если задета честь Кришны или Его преданных, он не потерпит никаких оскорблений.

На такие оскорбления можно реагировать тремя различными способами. Услышав, как поносят Господа и Его преданных, человек должен найти сильные доводы и опровергнуть оппонентов в споре. Если же он не в состоянии победить противников, то вместо того, чтобы смиренно выслушивать поношения, он должен тут же на месте покончить с собой. Третьим способом можно воспользоваться в том случае, если человек неспособен последовать первым двум - он должен немедленно покинуть это место. Тот, кто не поступает в соответствии с этими рекомендациями, сходит с пути преданного служения.
 
Автор
Намасте. Я сегодня прочитав Вашу проповедь размышляю о ней. Спасибо, что написали ее. Сейчас действительно не хватает смирения в людях, люди не принимают ни Волю Бога, ни мнения окружающих. Я вспоминала многие ситуации в моей жизни, когда я не принимала и реагировала негативно на обстоятельства и людей, обижалась, злилась. И при этом ситуация только еще больше обострялась, я не видела выхода. И только когда я со смирением принимала ситуацию, приходило как внутренее спокойствие так и лучшее решение ситуации. Мне кажется, что с развитием осознанности будет приходить и смирение. Пока человек во власти эмоций, его будет швырять от одной крайности в другую. Это опустошает и разрушает человека как физически так и морально. Важно научится слушать свою Душу, совесть, своего Учителя и постепенно смирение, осознанность, безусловная Любовь будут присутствовать в нашей жизни постоянно. Спасибо за проповедь.
 
Автор
Спасибо, Оксана.
Нельзя терпеть поношения в адрес Господа или Его преданных.

Оно свидетельствует о том, что вайшнав может терпеливо и кротко сносить все оскорбления в свой адрес, но если задета честь Кришны или Его преданных, он не потерпит никаких оскорблений.
Нельзя самому себя считать преданным Богу? Если ты предан Богу, то должен и себя защищать как Его преданного? Но, в принципе ясно, моей преданности в моём понятии, всегда будет мало. Это и есть смирение.
 
Автор
Внесла небольшое дополнение в Проповедь: Дополнение к пункту Как воспитать в себе смирение?
 
Автор
Нельзя самому себя считать преданным Богу?
тут тоже приведу цитату из "Нектара Преданности" Шрилы Прабхупады:

В «Ади-пуране» есть такие слова Самого Господа Кришны, обращенные к Арджуне: «Дорогой Партха, тот, кто считает себя Моим преданным, не является таковым. Лишь тот, кто считает себя преданным Моего преданного, - действительно Мой преданный».

И еще до этого где приводила цитату, Чайтанья Махапрабху ведь по сути был просто самим Господом, пришедшим в форме своего преданного - какой пример нам может быть идеальнее? И вот никак не задевался оскорблениями со стороны других в его адрес, но когда кто-то задумал обидеть его преданного - то он был готов убить того обидчика!

? Если ты предан Богу, то должен и себя защищать как Его преданного?
Но по поводу защищать себя - тут смотря о чем речь. Допустим если Вы занимаетесь духовной практикой, служению Богу, а кто-то допустим из родных берет и рвет Ваши священные книги, ругает Вашего духовного Учителя или самого Бога - то тут понятно, уже из вышеприводимого - что Вы не должны терпеть оскорблений Бога, его преданных, Учителей.
Если допустим другая ситуация. Вы стали заниматься духовной практикой, и окружающие замечают за Вами по их мнению"странности" - то Вы мясо вдруг не едите, то перестаете с ними заниматься пустословием, то вдруг еще от каких-то вредных привычек отказываетесь и т.п. - и в общем начинают Вас оскорблять, смеяться над Вами "Да ты сектант, да ты сумасшедший и проч." - вот здесь на мой взгляд как раз нужно проявить смирение. И оно будет развиваться по ходу истинной духовной практики, само по себе. Вас не озаботит, что "кто-то плюнул Вам в душу, влазит в Ваше сокровенное со своими черными и низкими мыслями, сплетничает у Вас за спиной, пытается Вас унизить и "подколоть"". Вы просто будете на самом деле выше этого, буквально в иной сфере бытия, и Вас такие мелкие мошки ну никак не смогут задеть. У Вас будут лишь мысли о Боге, любовь к нему и сострадание к этим падшим душам. Вы не станете никак реагировать, и может даже просто улыбнетесь и будете в ответ проявлять к ним заботу и доброту. Но другое дело, если в своих оскорблениях они затронут Вашего духовного наставника, к примеру.
Это как я сейчас понимаю. Но действительно это лишь попытки логического осмысления, и могу лишь молиться о том, чтобы Господь одарил меня капелькой понимания и проявления подлинного смирения.
 
Автор
[ Автор ], Благодарю Вас за подробное объяснение. И за терпение тоже спасибо.
 
Автор
Спасибо Полина за лекцию, которая привела меня к размышлению.
Смирение сейчас не самое популярное человеческое качество, поскольку в нашем мире нужно уметь постоять за себя, и в таких условиях многие с опаской относятся к смирению. Будешь смиренным - не превратит ли это тебя в вечную жертву чужих амбиций?
В наше время это так и есть, потому что люди находятся в невежестве, а это в свою очередь проявляется в страхе, агрессии. Невежественный человек всегда боится что то потерять, чего то лешиться, он всегда утверждается, защищается, потому что нет покоя и мира в душе.
Мир и покой приходит когда появляются истинные знания, это изучение святых писаний и внимая словам истинно преданных. Это я говорю о себе, так было со мной. Когда мир и покой стал возвращаться ко мне, я стала осознанно работать над собой и поняла, как много невежества во мне и какой кропотливый труд предстоит в переди.
Изучая святые писания, жизнь святых людей, истинно преданных, получаеш столько энергии и сил для работы над собой, поддерживается и укрепляется Вера.
Когда ежедневно работаеш над собой, иногда появляется настоящее чувство состродания к другим, потому что понимаеш, что человек не хотел нарочно тебя обидеть, он поступает так потому, что не может поступить по другому, он в невежестве. Именно состродание появляется к такому человеку, а не жалость, хочется обнять его и пожелать покоя и мира в душе, зная как ему сейчас тяжело и неспокойно.
Желаю всем достичь мира, покоя и истинного смирения.
 
Автор
Полина, спасибо за прекрасную проповедь! На все 100% согласна с Вами, что более всего смирение воспитывает несправедливость. Кто-то потом начинает работать над собой, искать ответ, почему так случилось, докапывается до истины, учится прощать, начинает понимать, как работают чувства и разум. Учится не обижаться и растет духовно. Но мы понимаем, что не все так поступают. Многие закрываются в себе, разочаровываются в жизни и на этом конец. Тянут груз обид и невзгод до скончания века своего. И это происходит со многими к сожалению.
Я пока учусь этому качеству- быть смиренной. Не всегда получается. Иногда эго так и выскакивает. После чего я стараюсь проработать всю ситуацию, смотрю на себя со стороны, и думаю, а как надо было бы поступить правильно, не горячиться, ответить спокойно, почему я не смогла сдержать себя.
Да точно, что смирение в нас воспитывают другие люди, и мы должны быть им благодарны, что у нас есть шанс себя воспитывать и менять.
В одной из книг Ошо есть такие слова: ''Иисус говорит: Если вы приходите в храм с цветами, с приношениями, чтобы молиться, сдаться Богу, и вспоминаете, что кто-то на вас зол- вы сделали что-то плохое, вы разозлили кого-то- тогда первое, что нужно сделать, это вернуться назад и примириться с братом своим. Здесь все являются братьями, помните, потому что Отец един. Иисус говорит, что если вы не примирились с миром, вы не можете прийти и молиться Богу. Как вы можете прийти к Отцу, если вы не примирились даже с братом? Потому что брат конкретен, а Отец непроявлен. Как вы можете примириться с непроявленным, когда вы не можете примириться даже с тем, что проявлено. Это очень важные слова. Имеется ввиду не только ваш брат, а все человеческие существа, все существование- когда бы вы кого не обидели. Если вы были жестокими по отношению к кому-либо...
И еще о наивысшем смирении:
На мгновение, когда Иисус был на кресте, его посетили сомнения, и он сказал Богу:"Почему ты забыл меня? Почему? Что плохого я сделал? Почему ты так далеко? Почему со мной это сделали?" На одно-единственное мгновение его посетили сомнения- даже на этом уровне, что уж говорить об обычных людях. Но вскоре он все понял- он был человеком понимания, необычайной проницательности- и, расслабившись, он сказал:" Да приидет царствие твое, да будет воля твоя. Поступай, как тебе будет угодно". Всего лишь мгновение назад его одолевали сомнения, он боялся, трепетал, но затем смирился и расслабился. Он сдался. В этот момент он больше уже не был отделен от Бога. Прекрасные слова Ошо!!!
 
Автор
[ Автор ], большое спасибо за прекрасный комментарий. Немногие люди приходят к пониманию ценности такого качества как смирение. Это то, что дарует мир, не только своей душе, но и чужой. Это укрощение, "усмирение" гордости своей и чужой. Очень легко успокоить другого человека, уступив его правоте, его эго - гордый человек не поймёт как можно это сделать, но смиренный таким образом создаёт мир, успокаивает противоречия, находит компромиссы.
Вы привели замечательные дополнения примером Иисуса Христа и словами Ошо. Большое спасибо.
 
  • Хотите ответить в этой теме? Данный Ашрам - переехал на новый адрес - ПЕРЕЙТИ в новый Ашрам. Вы можете обсудить данную тему в новом Ашраме, который значительно улучшен.
Сверху