Клиповая культура (
англ. clip culture) — термин, предложенный
Элвином Тоффлером для описания культуры развитых стран, определяемой господством свойственного для
средств массовой коммуникации способа представления и восприятия информации
[1]. Особенности клиповой культуры — мозаичность и фрагментарность образа, его яркость и кратковременность, быстрая смена другими; алогичность, разрозненность, отрывочность информации, растворение её целостных моделей
[1][2][3]. В российских источниках для обозначения особенностей мышления пребывающего в клиповой культуре человека нередко употребляются связанные термины
клиповое мышление (сознание), введённые в оборот
Фёдором Гиренком. Употребление этих терминов обычно подразумевает негативную, критическую оценку подобного мышления
[4].
Предпосылки описания феномена клиповой культуры содержатся в работе
Маршалла Маклюэна «
Галактика Гутенберга»
[2]: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в „электронное общество“ или „глобальную деревню“ и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры»
[5].
История понятия
Один из первых вариантов определения понятия клиповой культуры в явном виде предложил в своей книге «
Третья Волна» американский социолог и футуролог
Элвин Тоффлер[2]. Тоффлер представляет термин «Клиповая культура» и понимает его как характерное для
информационного общества «принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума»
[6]. Исследователь обращает внимание на растворение единых медийных моделей в пользу множественных некогерентных вспышек, отрывков информации — клипов
[2][3].
В России одним из первых термин «клиповое сознание» употребил российский философ
Фёдор Гиренок[2]. Гиренок называет клиповым «мышление, реагирующее только на удар»
[7][8]. Российский культуролог
Константин Фрумкин выделяет пять предпосылок появления клипового мышления: возрастание информационного потока, связанного с развитием технологического процесса; потребность в новой актуальной информации и скорости её получения; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми человек может заниматься одновременно; рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы
[9][2].
Другая точка зрения связана с утверждением, что клиповые характеристики восприятия, понимания, сознания современных людей являются не столько «глобальным новообразованием», сколько восстановлением естественных процессов в психике человека.
Вячеслав Букатов, подчёркивая объективность позиции
Маклюэна, добавляет, что первые дискретные успехи по настойчивой
реанимации прежнего докнижного стиля в культурном укладе общества «возникли задолго до появления компьютерных игр и социальных сетей»
[10].
Основная масса публикаций, в которых используются понятия «клиповое сознание», «клиповое мышление», связана с русскоязычными источниками и авторами. Возведение их тезисов к работам Маклюэна и Тоффлера критикуется рядом других исследователей как носящее спекулятивный характер, а само понятие и его предмет как ненаучное
[11][12][13][14].