Вопрос элика к Огдюльмишу
Сказал Огдюльмиш однажды элик:
«Ответь мне с умом, что ты знаньем постиг:
Известно, что есть у нас семь членов тела,*
Любому из них есть отрада и дело.
Что сердце в отраду, что любо очам,
И чем из их пользы я пользуюсь сам?»
Вопрос элика к Огдюльмишу
«Я понял всё это, - элик произнёс, -
Но ты мне ответь на другой мой вопрос.
Я важное дело хочу разуметь,
Ты с толком, обдумавши всё мне ответь.»
Ответ Элика Огдюльмишу
Сказал Огдюльмиш: «Достославный элик!
Возносят познания славу владык:
Владыки – твердыня ума и наук,
Что может поведать невежество слуг?»
Вопросы легки, да ответы трудны,
Для этого знанья элика нужны.
Так – легче элику, а мне – тяжелей,
Ты лучше, могучий, меня пожалей!»
Ответ Элика Огдюльмишу
«Просящему, молвил элик, потяжеле»
Просить в непонятном помочь ему деле.
И, значит, вопрос мой – отрада тебе,
Спросил я – ответствовать надо тебе!»
Сказал Огдюльмиш: «Муж правленья благого!»
И, значит, вопрос мой – отрада тебе,
Спросил я – ответствовать надо тебе!»
Ответ Огдюльмиша Элику
Сказал Огдюльмиш: «Муж правленья благого!
Внимать – много лучше, чем сказывать слово!
Кто речи ведёт – свою душу неволит,
Внимающий – тело безделием холит.
Проникнись бывалого мужа наказом:
«Уйми свою речь, и да внемлет твой разум»
Внимая, умнеют от мысли разумной,
Болтая, глупеют от спеси бездумной
Каким нужно быть, чтобы их возглавить,
Со свой и честью делами их править,
И чтобы цвели и народ и страна,
И с доброй молвою бы шли времена,
И чтобы казна богатела бы златом,
И шеи пришлось бы склонить супостатам,
Чтоб силою крепла могучая рать,
Чтоб правду закона с наукой сверять,
Чтоб слава о беке пошла по вселенной,
И счастье росло бы чредою бессменой,
Чтоб он был бы весел, а власть – всё сильней,
Чтоб правил он миром до смерти своей?»
Ответ Огдюльмиша Элику
«Я в истину слов твоих разумом вник,
Их правда – что мускус, ответил элик. -
И беков не зря ведь зовут словом «знать»:
Положено бекам всё ведать и знать!
Быть мудрым и умным – большая подмога:
У мудрых да знающих недругов много.
Внемли, что сказал понимающий муж -
Бывалый и мысли всезнающий муж:
«»Бек должен быть зорким и мудрым, тогда
Негаданным злом не нагрянет беда
Бессчестные доблести нужно иметь,
Чтоб добрую славу обресть навсегда!»
И все, кто великими стали людьми,
Лишь мудростью славы достигли пойми!
Достойно потомство в достойном роду,
Достойный в почёте, у всех на виду
Сан беков священен, им – честь подобает,
Им доблестно сан этот несть подобает.
Народу нужны храбрецы-вожаки,
Чьи силы в великих делах велики
Послушай слова Отюкенского бека,
Он славился мудростью речи от века:
«Народу достойный властитель любезен,
Правдивый и мудрый правитель любезен,-
Такой, чьи познанья и ум хороши
Кто щедрой, широкой и доброй души»,
Чьей воле присуща во всём добродетель,
Законности, совети, правды радетель!»
А доблестен бек – он народу глава,
И род его славен – в нём доблесть жива.
Со знаньем дел возглавлять нужно дело,
И дельно, с умом исправлять его смело.
Со знаньем пестовать надо народ,
А знаний не будет – и ум не поймёт
Бек праведным должен, заботливым быть,
Радеть о потомках – расчётливым быть.
Все чуткие сердцем всегда боязливы:
Опасливо сердце – дела справедливы.
А если у бека правдивости нет,
В несчетных делах его – подданным вред.
И – диво красы, если бек – осторожный:
Он держит правленье уздою надёжной.
Улаживать трудности надобен ум,
И знанья нужны для властительных дум.
И править делами – удел многодумных,
Подальше от дела держи неразумных.
И знай: бессердечный подобен безглазым
А если нет сердца не нужен и разум!
Внемли изреченью владыки владык,
Он сдержан был, опытен, сердцем веклик:
«Того лишь, кто в разум свой мудрость вобрал»
Ты мужем зови, не жалея похвал.
Кто разумом славен, и мудр, и учён,
и плох – да хорош, хоть и мал – да не мал!»
Великая людям в уме благодать,
Не бойся за ум похвалою воздать
Беда – в легкомыслии, на руку скором,
А беку поспешность чревата позором
Поспешность и дурь, скорый гнев гордецов -
Всё это приметы невежд и глупцов.
Незрелою сыростью спешка худа:
Болезни приносит сырая еда!
Степенность и мудрость в делах предпочти,
Спеши лишь молитву скорей вознести.
При бдительном беке правленье – в силе:
Обузданы, недруги шеи склонили.
Где беком надёжный закон утверждён,
Страна там в поре благодатных времён
Две этих основы для власти – оправа:
Где есть эти блага, там власть величава.
Послушай, что молвил воитель смельчак,
Чьей мудрою волей повержен был враг:
«О беки! Вам любо усердье элика -
Да будет и ваше раденье велико.
Усердием беков усилится власть,
От ленности их ей назначено пасть!»
Будь зорок – врагов присмири и присторожь,
Закон укрепляй – и покой обретёшь.
Две вещи опасны могуществу бека,
Они его путь искривили от века.
И два этих зла – беззаботность и гнёт,
Обоими бек развращает народ.
Желаешь врага присмирить понадёжней
И оком и ухом держись осторожней.
Радетельный бек сокрушает врагов,
Беспечный не может быть беком вовеки.
Беспечности блительность – ловчая сеть:
Не будет беспечных – побед не иметь!
Где зоркость – там враг подступиться не сможет,
А если подступит – бек разум приложит.
Но власть не удержат насилье и гнёт
Насилия сильных не терпит народ.
Внемли, что премудрая речь возгласила:
«Народ не навечно осилит и сила!»
А если под львами главенствует пёс,
Собачьего будут львы естества!»
Бек должен быть добрым, душою смиренным,
Душою смиренным, в поступках – степенным.
Где беки щедры, там их слава прочна,
А слава прочна – неприступна страна.
К кому же полнится рать неотступно,
А с доблестным войском всё в мире доступно.
Внемли, что сказал муж о рати своей:
«Добудешь добычу – наград не жалей!»
Корми, награждай, не жалея отличий,
Иссякнут дары – снова мчись за добычей.
У хваткого мужа казна не скудеет,
У птиц изобилье зерна не скудеет.
Пока муж с оружьем, он смел и силён,
Бояться ль ему бездобыточных времён!»
Всесветный властитель богатств добудет:
Есть войско – воитель богатсва добудет!
Страной управлять – нужно пестовать рать,
Для рати – надёжный доход собирать.
Доходы добры при народном достатке,
А люди богаты при твёрдом порядке!
Опора падёт – всем опорам упасть,
Четыре падут – и развалится власть
Ещё пять вещё для владыки запретны,
Без них его имя и слава – всесветны.
Во-первых, поспешность, корысть – во-вторых,
А в-третьих – гневливость, будь дальше от них!
Четвёртое зло – быть упрямым упорно,
И пятое: лживость безмерно позорна!
И бекам сих зол избегать надлежит,
Тогда их величью ничто не грозит.
Бек светел, а черни быть тёмной дано
И белое с чёрным родства лишено.
Желанно тебе быть достойным владыкой -
Ты доблестным будь, о муж чести великой!
А если бек тёмен, как сам смертный грех,
То он меж порочных порочнее всех.
Приятным бек должен быть, ладным на диво,
И среднего роста – сколь это красиво!
Приятный на вид будет всеми любим,
И все, как один, залюбуются им.
Врагов да крушит он смелей и жесточе,
Слепя своим блеском смотрящему очи!
А рост, если очень высок, - нехорощ,
А в малом – подавно красы не найдёшь
А ежели так, средний рост – самый ладный:
Кто – среднего роста, тот – стати изрядной.
Внемли, что сказал многоопытный муж,
Познавший страду жизни хлопотный муж:
«Кто мал, неказист, тот всегда раздражён,
А злоба к раздорам вела испокон»
Всё средним должно быть – сложенье и рост,
Всё в меру, о мудрый, таков уж закон!»
Бек должен чуждаться вина и разврата:
Два зла эти – верная счастья утрата.
Где беки-владыки на сладкое падки
Там горько народу – дни люда не сладки.
А если властителя к играм потянет,
Он всех разорит, да и сам нищим станет.
А дело упустишь – как силы не трать,
Взлетевшую птицу не сможешь догнать.
Внемли, что сказал муж учёный – дурному,
Бранивший глупца за привычку к хмельному:
И эти слова стих такой подтвердит,
Узри, что за смысл в этом слове сокрыт:
«Какою стезёй властелины идут,
По той же ступает и поданный люд.
и если властитель на добром пути,
Путь поданных тоже хорош, а не худ!»
И вот ещё: спесь и гордыня убоги,
Кто чванен, тот с праведной сбился дороги.
Все беки, взнесённые счастием ввысь,
Без спеси о благе народа пеклись
Послушай, что сказано знающим мужем,
Достойным и всё понимающим мужем:
«Все беки, любившие чванную спесь,
Презренье, мой сын, познавали доднесь!»
У скромных всё ладно, а чванством и спесью
Не может никто вознестись к поднебесью.
Где спесь и гордыня, там сердце – что лёд,
А скромность величие сердце даёт.
Бек должен быть скромн, душою открыт,
Прощать прегрешенья, не ведать обид.
Кто сердцем участлив, тот верным бывает,
А верный – в служенье примерным бывает.
Владыке народа радивость нужна,
Любовная к людям правдивость нужна.
Раденьем, добром можно славы достичь,
Добыть в свои сети желанную дичь.
Подобен покойнику чуждый раденья,
Ему в двух мирах не обресть награжденья.
Раденье – для блага правленья потребно,
Правлению – властность веленья потребна.
Бездействует враг, если действует меч,
А если меч в ножнах – покой не сберечь.
О бек, жалуй тех, кто владеет мечом.
Во всём будет лад, и беда нипочём!»
_________________________________
Сказал Огдюдьмиш: «О элик достославный!»
Увесиста ноша заботы державной.
И править народом – нелёгкое дело,
Тревогам и тяготам нет и предела.
Отрады немного, а беды жестоки,
Похвал не дождёшься, шедры лишь попрёки.
Куда ни взгляни – всё угрозой чревато.
А радостей ждёшь – их, увы маловато!
Противников – тьма, соучастных – немного,
Упорных – немало, согласных немного.
Бесчестных, неискренних всюду – без счёта,
А люди бесчестны – опять же забота.
Куда ни посмотришь – опасность приспела,
А там, где опасность, - безрадостно дело!
Внемли, что сказал муж премудрости вящей.
А мудрое слово – что жемчуг блестящий:
«Да будь властелин с головой в целый дом,
Не верит ему те, что тверды умом»
Забот у правителя – сверх головф,
И тысячи козней бессменно при нём!»
С заботою властвует бек таковою:
Блаженство вкушал – отвечай головою!
Радеешь о жизни и сей и грядущей –
Ты вон полежи чему с ревностью пущей:
Что бога, и сердцем и речью правдив,
Молись, волю бога в делах утвердив.
Что бог ни велит – будь к смиренью готов:
Служенье – обязанность верных рабов.
Вопрос элика к Огдюльмишу
«Да, - молвил элик, - твой ответ справедлив,-
Ты всё рассказал ничего не забыв.
Но вот ещё что хочу разуметь,
И ты на вопрос мой открыто ответь.»
Скажи: если доблести бека велики,
Каким же везирь должен быть при владыке?
Ведь он, верно, должен упрочить казну,
Чтоб холить народ, города и страну,
Законы блюсти и за всем надзирать
И доброй заботой забадривать рать,
Чтоб жили бы люди, не ведая зла,
А добрая слава владыки росла?»